Этот лонгрид свёрстан для широких компьютеров. Мы адаптировали его под ноутбуки, телефоны и планшеты,

но если у вас есть выбор, используйте лучший из него. Рахмат

НАЗИРА /
АЙТБЕКОВА /
НАЗИРА /
АЙТБЕКОВА /
АЙТБЕКОВА /
НАЗИРА /
АЙТБЕКОВА /
НАЗИРА /
АЙТБЕКОВА /
НАЗИРА /
НАЗИРА /
АЙТБЕКОВА /
Лучи солнца щедро заливают льющиеся черные волосы. Руки бабушки нежно бережно расчесывают каждую прядь драгоценных волос. Загорелая девочка с круглыми глазами-смородинками, сидя спиной к бабушке, аккуратно листает газету, то и дело спрашивая: «Смотри, тут интересные новости. Тебе прочитать?». Бабушка кивает головой, продолжая напевать под нос «Бекбекей качты бел аштыыы».

Девочка продолжила читать новости той, кто никогда не умела читать, но знала бесчисленное количество пословиц, поговорок, сказок, легенд. Неожиданно девочка повернулась к бабушке с сияющим лицом: «Бабушка, знаешь, когда я стану большой, я стану настоящей звездой!»
Назира Айтбекова — актриса, телеведущая, инфлюенсер с миллионном подписчиков в социальных сетях. В начале декабря 2021 года она опубликовала в своем инстаграме откровенные фотографии. После того, как актриса разместила первый такой снимок, на нее посыпался шквал хейта от пользователей социальной сети. Были и те, кто ее поддержал.

Тогда Айтбекова решила опубликовать вторую, еще более откровенную фотографию, но уже вместе со своими размышлениями под публикацией на тему понятия «позор» и его роли в кыргызском менталитете.

Снимки вызвали большой резонанс среди подписчиков. Большинство комментаторов восхитилось смелостью актрисы, начало делиться ее фотографиями в своих аккаунтах с текстами поддержки. Некоторые начали публиковать собственные фотографии личного характера.
Айтбекова родилась 7 ноября 1985 года в Аламединском районе, город Бишкек.
отец
Темирбек Айтбеков работал в военном оркестре войскового гарнизона ВС СССР в Балыкчы
мать
Нургуль Доолотбаева, выпускница Института искусств им. Бюбюсары Бейшеналиевой, работала в Управлении культуры города Балыкчы
Назира — единственный ребенок в семье, когда девочке было девять лет, родители развелись.
о детстве
В классе 10 я начала ходить на олимпиады по кыргызской литературе и языку, занимала места на республиканских. Поступила на бюджет в университет, так как руководство вуза предложило грант.

На первых курсах КТРК объявил конкурс на кыргызкоязычную ведущую в пару к Алексею Филатову. Более 200 претендентов было, но я прошла. Моя семья была очень удивлена, счастлива. Так я и появилась впервые на экранах у кыргызстанцев.
о начале карьеры
Я из тихого ребенка быстро превратилась в тентек-кыз. Помню, что сильно повлиял развод родителей. Я тогда училась в 4 классе. Не знаю, что повлияло на это больше: мое желание стать поддержкой маме, оставшейся одной, или то, что родители, будучи музыкантами, всегда были связаны со сценой, и мне тоже захотелось звездности. Я стала общительной в школе, лучше учиться, участвовать на конкурсах. Тентек-кыз (озорница, шалунья) во мне проявилась именно тогда.

Мы с мамой много учили стихи Алыкула Осмонова. Когда давали сочинения писать, мама тоже помогала. В то время у нас поменялась классная руководительница. Она стала поддерживать меня, хвалить за маленькие достижения, и мои стремления сделать что-то еще лучше, росли. Оказывается, мне очень помогает слышать слова поддержки. Я начинаю парить и мечтать о новых высотах.

Я думаю, что все дети такие. Их хвалят — они хотят еще больше делать, учиться. Их ругают — они уходят в себя, закрываются, становятся нелюдимыми.
тентек-кыз
На меня, мое мировоззрение, восприятие окружающих очень повлияла моя бабушка. Я себя из детства помню пугливой, тихо выглядывающей из-под бабушкиного подола. Никто никогда даже подумать не мог, что та Назира станет Назирой сегодняшней.

Раньше у кыргызов не было принято на глазах у старших умиляться детьми, забирать у родителей, то есть от бабушек и дедушек. Поэтому первые внуки всегда были на воспитании и попечении старших. Так было и со мной.

Я очень любила проводить время с бабушкой. Мы дни напролет могли слушать кыргызское радио, сказки, театральные постановки в эфире. Она научила меня вышивать кыргызские узоры, делать курак, заниматься той работой, которой занималась сама всю жизнь. Она знала бесчисленное количество пословиц, поговорок, историй, притч, легенд. Я впитывала, как губка, эти знания. Тогда я больше работала руками, больше молчала.
«Кемпирди кичирейтип койгондой кыз экен», говорили обо мне. Я вобрала в себя все, что дала мне бабушка, вплоть до мимики, манеры разговора. Люди быстро стали меня запоминать. Потом меня стали звать на рейтинговые проекты госканала. Так и пришла моя узнаваемость среди людей.

Назира окончила школу отличницей
Поступила на факультет филологии Международного университета «Ала-Тоо». Все пять лет обучалась на бюджете.
В 2005 прошла на должность ведущей программы «Хит Парад»
В 2007 году некоторое время была журналистом и диктором новостной программы на ОТРК. С 2008 по 2009 гг. телеведущая развлекательной передачи «Браво».

Назира Айтбекова была ведущей проектов «Ата-Журт», «Жаңы Ата-Журт», «Конугумуз Синема» на турецком телеканале ТРТ Аваз.

Ведущая международных фестивалей «Ысык-Көлдө Кадыр түн», «Мейкин Азия», «Евразия жылдызы», «Астана Архау».
о поддержке
о разводе
В 2017 году я развелась с мужем. Это был тяжелый период в моей жизни. Во мне накопилось столько невысказанного. Так родилась книга «Жөн эле ойлор» (Просто мысли). Мысли о том, как общество воспринимает одиноких разведенных женщин, как жены ревнуют своих мужей к таким женщинам, насколько мы выглядим угрозой в их глазах, об отношении мужчин к незамужним женщинам, девушкам, независимо от их семейного статуса. Ведь наше общество осуждает и порицает только женщин, во многом закрывает глаза на мужчин.

У нас, у кыргызских девушек, женщин как принято мы молчим. Даже если больно молчим. Мы даже на суицид идем молча. У нас есть святое «Эл эмне дейт?!» (Что скажут люди?). Мы привыкли все скрывать. Я говорила открыто о своей боли. О женщине, разведенной, с ребенком, в Кыргызстане. Я стала получать много комментариев, письма, сообщения со словами поддержки. Первый тираж книги раскупили. Как и второй. Это был феномен соцсетей.


8 апреля 2008 года актриса вышла замуж за Искендера Шаршеева, с котором была знакома пять лет. Девять лет спустя Искендер и Назира развелись, у них есть сын Ариет. Назира никогда не препятствовала общению отца и сына и не будет этого делать.

о соцсетях
Самой большой проблемой оказалось сексуальное образование у кыргызстанцев. Из-за того, что тема табуированная, о ней нельзя говорить вслух. Первые интервью с гинекологом, урологом, сексопатологом на канале в Youtube были самыми возмутительными, с точки зрения многих. Меня как только не поносили в комментариях. Все сводилось к тому, что говорили: «Вот результат того, что она разведена. Делает все, что вздумается». Но это ничто по сравнению с тем, какие знания стали доступны.

Проблемы, которые повлекли за собой эти выпуски — это семейное насилие над девушками, женщинами. Мне стали писать сообщения анонимно, рассказывая, что приходится переживать почти каждой девушке в семье. Насильниками выступали отцы, братья, дяди, дедушки. Девушки стали понимать, что не бояться и говорить — нужно. Нельзя молчать. Надо уметь себя защищать, себя и свои личные границы.
об обществе
Социальные сети — огромная сила. И она может работать на созидание. Я могу менять что-то в обществе. Я стала голосом женщин. Это не было моей целью, но это стало моей правдой.

Я стала больше и чаще писать.

Я считаю, что быть инфлюенсером — значит нести огромную ответственность. Ты должен нести то, что приносит пользу твоему обществу, людям. Я свои площадки именно так воспринимаю.
Были конкретные случаи, когда совместно с омбудсменом мы решали совместно проблемы насилия.

В Таласе мужчина избил жену, которая погибла от побоев. Мы довели это дело до суда.

Еще был случай, когда с 7 лет девочку регулярно насиловал отчим. Когда та вышла замуж, ее супруг сказал, что она не девственница, выгнал ее из дома вместе с сыном. Когда я написала эту историю в соцсетях, мне написала другая девушка, которая предложила помочь пострадавшей отучиться на бухгалтерских курсах. Скоро она уже начнет работать.
В то время, когда я работала на КТР, было очень много правил, которым нам приходилось следовать. «Айтбекова, нельзя так себя вести перед камерой. Айтбекова, нельзя так говорить. Нельзя так громко смеяться. Нельзя такие шутки отпускать. Это воспитание, это культура».

Тогда в моих мечтах я видела себя свободной птицей, где я могла бы говорить и делать то, что я действительно считаю важным. Я считала, что формат ТВ не дает раскрыться моему потенциалу. Я стала потихоньку развивать свои площадки в Instagram, Facebook, Youtube. Я не хотела быть искусственной. Я — настоящая. Именно такой я себя и показываю своим читателям. У меня изначально не было цели понравится кому-то.
о хейтерах
Это не в первый раз, когда я получаю много хейта в свой адрес. Самые первые угрозы в соцсетях я получила в 2013 году, когда вела программу «Аалам Сырлары». Это была телепередача на национальном тв о ясновидящих. Тогда угрозы поступали «Ширк! Это против ислама!».

После развода, это был 2017, была очередная волна обвинительных комментариев. Я оказалась виноватой в разводе, как женщина не смогла сохранить семейный очаг, закрыть глаза на измены мужа.

Честно говоря, я тогда была в жутком стрессе, появилось столько комплексов по своей внешности. Он женился сразу через месяц после развода со мной, а весь негатив люди направили на меня. Я тогда сделала фотосессию у ручья. Я увидела себя на фото и подумала «А я ведь красивая, молодая, у меня может быть хорошее будущее!». Только с такими мыслями я опубликовала фото в соцсетях.

Стало ещё хуже, ибо стали уже писать и говорить, что я ушла в разнос без мужа, обзывали последней дрянью. Я смогла справиться с ситуацией только благодаря сеансам у психолога. Я до сих пор хожу к нему.


В 2012 году актриса инициировала реалити-шоу «Аалам сырлары»
Шоу было прекращено в 2014 году, представители духовенства выступили против этого проекта.
В 2012 году Назиру Айтбеку похитили журналисты...
одного из изданий в целях розыгрыша, после чего Айтбекова подала в суд на издание. Было возбуждено уголовное дело и уволены два сотрудника, участвовавшие в розыгрыше.
об угрозах
Фотосет, который я сделала и опубликовала, тоже результат ещё одной победы над своими страхами. Я сомневалась, стоит ли попробовать именно такой себя увидеть. Я сомневалась до тех пор, пока не получила фотографии.

Я увидела себя очень сильной, полной сил, прекрасной женщиной. Ведь комплексы во мне оставались, ибо общество продолжает клеймить разведенных женщин, которые сами воспитывают ребёнка.

Первый пост с одной из фотографий было как раз о том, как нужно любить и лелеять женщин, чтобы она расцвела. Не конкретно какую-то, но в целом. У нас в обществе нет культуры общения с женщиной.
Но люди не прочитали посыла. Они увидели лишь тело. Я не считаю их оскорбительными, либо разрушительными, либо противопоказанными. Утром обнаружила около 12 тыс комментариев, больше половины меня оскорбляли, угрожали и проклинали. Я была в шоке. Директ разрывался. Мои коллеги по цеху, люди с миллионными аудиториями постили мои фото, запускали флешмобы «Не раздевайся, кыргыз».

Я опубликовала ещё одно фото и пост, где буквально прокричала «Не стыдно, когда воруют последние деньги у бедняка, когда занимаются коррупцией, воруя у народа, не стыдно, когда отец насилует дочь, когда воду сливают, и страна остаётся без света, не стыдно продавать свои голоса за 500 сомов. Но стыдно, когда вы видите мои обнажённые части тела? Такие как я, тентек кыздар, вам нужны! Вам надо постоянно напоминать о том, что у женщин есть право самовыражаться, самореализовываться, жить полноценно! Чтобы вы не превратились в Афганистан!».
о традициях и свободе
У кыргызов говорят, что с давних времен в нашей культуре не было такого, чтобы женщин притесняли, унижали. Поэтому есть прекрасные героини эпосов как Сайкал, Жаныл-Мырза. Они были свободные, имели возможность вести себя как мужчины.

Но в то же время есть и такое «Кызды кырк үйдөн тыйуу».Они противоречат друг другу. Особенно последнее сейчас интерпретируется как запрет прав и свобод девушек. «Кызды кырк үйдөн колдоо» — вот как сейчас это должно звучать. Будущее нации зависит от женщин. И если женщина сумеет воспитать своих детей свободными, независимыми, представляете, какое будущее у Кыргызстана будет?

женщина — будущее
Девушка — это есть нация. Это есть будущее. Насколько она будет свободной, независимой, бесстрашной, счастливой — настолько наша страна будет свободной, независимой, бесстрашной, счастливой.

Когда идешь по улицам Бишкека, ты видишь ярких красивых, с сияющими глазами девушек, с развевающимися волосами. Журналистки, активистки, юристки, политики, артистки, спортсменки — у нас очень много примеров девушек, ставших ролевыми моделями для подрастающего поколения девушек.

Кто-то скажет, что их можно увидеть только в столице. Но в регионах тоже появляется больше активисток. Надо лишь больше работать с женщинами из регионов. Я уверена, что мы достигнем критической массы только тогда, когда мы начнем больше работать с женщинами из регионов.

Я выросла в селе.
Айсулуу Тыныбекова из села.
Потенциал огромный.
Я не говорю, что историю, традиции надо забыть. Есть много прекрасных моментов в нашей культуре, которые необходимо сохранить. В них — наша история. Это мы должны помнить.Современный человек должен суметь взять лучшее из того, что дала нам история и вплести туда то, что дает нам современность — образование, свободы, достижения.

Это должен быть симбиоз, который помогает расти и развиваться.

У нас поколение, которое не видело ничего, что могло бы их приобщить к более высоким моральным устоям. И девочек, и мальчиков надо воспитывать в свободе, не запрещать выражать свое мнение, уважать их личное пространство, позволять им выбирать и профессию, и супругов. Только тогда будет поколение, уважающее других людей, и личные границы, и все права, которыми каждый наделен с рождения.
Им надо лишь услышать: «У тебя все получится! Не бойся!». И все. Этого будет достаточно.

Меня осуждали в начале. Ругали, поносили. Потом стали прислушиваться.

Потом стали меняться.

Сейчас я смело могу сказать:

Да, я порчу наших девушек. Я порчу их в лучшую сторону.


Инициатива исследовательской площадки Эсимде
«Он эки» / «Двенадцать» при поддержке CFLI.

Кыргызстан, Бишкек, февраль 2023
верстальщица

РАХАТ АСАНГУЛОВА
Made on
Tilda